Содержание:
Уже давно задумывался над покупкой «железного пони» — велосипеда. Но все как-то не срасталось… И вот таки решился! К выбору вещей всегда подхожу основательно, можно даже сказать, дотошно. В этот раз, изучая велосипедный вопрос, в просторах сети, в разных магазинах и разговорах с велолюбителями я потратил почти месяц!
По-началу меня, как и многих моих знакомых шокировало, но это данность — цена 15000 — 25000 рублей, это даже не средний диапазон, а самый нижний для современного велосипеда с много скоростным переключением передач. Поймите, что профессиональные, будь то шоссейный, кроссовый или горный велосипед, стоят в разы дороже! Поэтому, если вы увидели надпись «профессиональный велосипед» и цену, к примеру, 20000 рублей — не оборачиваясь, проходите мимо.
Турист.
Выбирая себе велосипед, я уже изначально представлял, какой он должен быть: алюминиевая рама, колеса, чуть пошире, удобная посадка… для поездок по городу, по лесным дорожкам, по полям… Но это мои предпочтения. А что нужно вам? В каком стиле и в каких условиях вы будете кататься? Для большей ясности в различиях между типами велосипедов, разложу все по полочкам:
- Шоссейные велосипеды предназначены для езды по трассам с твердым ровном покрытием. Развивают высокую скорость. Отличающая особенность — гнутый вниз руль. Вилка жесткая, никаких амортизаторов. Колеса с узкими гладкими покрышками.
- Горные велосипеды предназначены для езды по дорогам с плохим покрытием или вовсе вне дорог. Понятие «горный велосипед» объединяет под собой несколько существенно различающихся подтипов: MTB, crosscountry, freeride, dirt jumping, downhill и другие. Общие черты: прочная и легкая рама, амортизация переднего либо обоих колес.
- Городские велосипеды предназначены исключительно для поездок по городу. Как правило, велосипеды с большими колесами, с несъемными грязевыми щиткам на колесах и цепи, с багажником и прочими мелочами.
- Велосипеды для фристайла — BMX. Специальный тип велосипедов для выполнения различных сумасшедших трюков. Колеса обычно 20″, руль многократно вращается, каретка защищена.
- И в заключении, так называемые гибриды. Все предыдущие типы слишком узко специализированы, поэтому для большинства обывателей был создан тип совмещающий некоторые свойства предыдущих. Чаще всего гибрид — это некая версия горного велосипеда, с одинаковым успехом позволяющий ехать как по шоссе, так и по пересеченной местности.
Только не подумайте, что это все! Видов и подвидов велосипедов огромное количество! Я лишь привел наиболее часто встречающиеся в наших магазинах, так называемый «массовый продукт».

Для наших нужд наиболее подходящий тип — гибриды. Пожалуй, для туристических прогулок это то, что надо!
Производители. Все едино!
С типом велосипеда определится достаточно просто! Но как выбрать конкретную модель? Новичку легко потеряться в этом море, схожих внешне велосипедов различных производителей. В нашем диапазоне цен я насчитал не менее полусотни схожих по начинке, но с разными шильдиками. Например, один имеет 21 скорость, а вот другой 27; вот этот с прямым, как палка рулем, а на том руль с подъемом; а у этих рамы из различных сплавов… И совсем не важно, какой тип велосипеда вы выбрали — проблемы похожи.
Не верите? Тогда попробую вам разъяснить! Возьмем велосипед стоимостью 20 000 рублей (400$). Если разобрать детально путь, который проделывает этот товар от завода до наших рук, мы увидим четкую картину происходящего. В магазине велосипед продают по 20000 рублей (400$), у поставщика (c оптовой скидкой) он выйдет не более 12000 рублей (200$-250$), поставщик-дистрибьютор закупает в Китае по 100$-150$, при отпускной цене с завода 70$-100$, в то время, как себестоимость продукции — 40$-70$! И думаю вам понятно, что в таком узком ценовом коридоре не разгуляешься. И очень сложно реализовать серьезное преимущество над конкурентами. Поэтому, если производитель ставит на модель одну более качественную деталь, то для сохранения баланса в той же ценовой нише, он обязан установить в другом месте менее качественную и более дешевую деталь. И получается, среднее качество, надежность и прочность ОДИНАКОВЫ!
Вот и выходит, что придя в веломагазин и увидев два схожих по цене и сопоставимых по комплектации велосипеда, выбирайте по ощущениям! Без логотипов они похожи, как братья!
Рама — это фундамент!
Рама велосипеда — это все равно, что фундамент дома. И это самый дорогостоящий компонент велосипеда, по крайней мере, нашего ценового диапазона. Порядка 30% от всей стоимости бюджетного велосипеда. Поэтому первый технический критерий выбора — шасси!

От того какая рама зависит практически все: скорость, маневренность, посадка и комфорт в целом. Но просто посмотрев на велосипед, вы никак не поймете свойства шасси. И даже, если совершите небольшой тест-драйв, вы вероятнее всего останетесь в неведении. Так как для всего нужен опыт! Но есть основные моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Для пущей надежности — геометрия шасси в виде двух треугольников. Никаких задних амортизаторов! Прочный, надежный и на долго, значит не складной! Никаких лишних распорок!
- Вас должна интересовать лишь рама из алюминия. Какой использован сплав, без разницы! Если вам за эти деньги предложат раму из углепластика, знайте, над вами нагло смеются!
- Важно, как сварена рама велосипеда. Если увидите, что шов прерывист или не однороден, то лучше поищите другой велосипед.
- Обратите внимание на качество покраски. не должно быть подтеков, сколов, царапин и вмятин (повреждения при перевозке).
- Каждый уважающий себя производитель прячет фирменные наклейки под слой лака.
- Обратите внимание на различные крепления для дополнительного оборудования или для апгрейда своего железного коня: крепления для дисковых тормозов, для багажника, крепежи для динамо-машины и т. д .
- Не обращайте внимания на такие мелочи, как разводка тросиков, диаметр подседельной трубы и прочие подобные ненужности.
Обвесы или велосипед-конструктор.
Теперь, что касается компонентов или, проще говоря, на счет обвесов. Если раньше мой папа покупая велосипед «Аист» и не задумывался о том какая цепь там стоит, какие тормоза, то сегодня покупка велосипеда, как приготовление сложного блюда.
Трансмиссия.
Трансмиссия — общее название для передних и задних звездочек, манеток (ручек переключения на руле), переключателей и цепи. Главное, чтобы производителем являлся либо Shimano, либо SRAM. Оптимально, если хотя бы три компонента трансмиссии: передний и задний переключатели и манетки будут одной из этих фирм. Далее, чем больше компонентов будут под этими логотипами, тем лучше!
Компоненты бывают различного уровня: от начального до профессионального, конечно же, меняется и цена! Я не буду вдаваться в подробности, так как на велосипедах нашего диапазона цен, как правило, стоят бюджетные линейки компонентов. Но не переживайте, как говорится, нам с вами хватит!
Амортизаторы.
Максимально на велосипед устанавливают 2 амортизатора: передний — амортизационная вилка и задний. Не велосипеде менее 15000 рублей (300$) лучше и вовсе отсутствие амортизаторов. На чуть более дорогих допустима амортизационная вилка. Ну, а если вам попался велосипед с задним амортизатором и стоимостью ниже 50000 рублей (1000$), то на таком кататься просто опасно — рискует рассыпаться по дороге. Яркий представитель дешевого двухподвеса — ашан-байк!
Стоимость хороших воздушных вилок начинается от 15000 рублей. Думаю, понятно сколько будет стоить весь велосипед?
Тормоза.
Теперь о тормозах: дисковые или V-brake? Конечно, дисковые будут поинтереснее — лучше работают в дождь и грязь, не зависят от «восьмерки» на колесе. Но жирный минус — это их цена. при этом, не всегда они оправдывают свою стоимость. К тому же, самостоятельно обслуживать проблематично, имеют больший вес, чем V-brake.
V-brake привычные нам тормоза, работающие за счет зажима обода колеса. Плохо ведут себя в дождливую погоду и на деформированном колесе, а в остальном простые и надежные, как автомат Калашникова. Да и ценник радует глаз.
Где купить велосипед?
Где покупать? ТОЛЬКО в специализированных магазинах или в интернете. НИКАКИХ крупных торговых центров, где продают все. Исключаем спортивные магазины с сезонными товарами, а также, магазины типа Спортмастера. И уж тем более, не вздумайте приобретать велосипед на рынке. Причин несколько:
- качественное обслуживание, а в следствии — качественный выбор;
- добротную предпродажную сборку и настройку;
- гарантийная мастерская;
- велосипед нуждается в умелом техническом обслуживании (ТО), это можно сделать в той же мастерской;
- возможность апгрейда велосипеда в одном месте.
Хочу отдельно отметить покупку велосипеда в интернет-магазине, так как этот способ становится все популярнее. Я и сам искал в сети, но ничего подходящего не присмотрел. Вернее, по цене и комплектации варианты были, но покупку в интернете надо рассматривать в комплексе. Вообще, велосипед от поставщика в любой магазин приходит в коробке в разобранном виде и в заводской смазке. И он требует сборки и проверки в мастерской. Так вот, приобретая велосипед в сети, вы гарантированно получите «полуфабрикат», и даже если внешне он будет собран, скорее всего, его еще требуется настроить. Поэтому смотрите не только на цену аппарата, но так же учитывайте доставку и сборку с настройкой, и уж если покупка в интернете покрывает все эти расходы и неудобства, то смело берите. Ах да, гарантия! Также поинтересуйтесь перед покупкой.
Итог и немного о долговечности.
На самом деле, чтобы выбрать бюджетный велосипед нужно больше интуиции, чем технических знаний. И еще, умение не засорять свою голову мнениями «специалистов» с различных форумов. Просто определитесь с типом велосипеда: где и как вы будете кататься? А также, как я уже писал выше, необходимо выбрать раму правильной геометрии, а наименование бренда для велосипеда стоимостью в 15000 — 25000 рублей не важно.
Хочу еще сказать пару слов о надежности и долговечности. Почему-то многие приобретая велосипед, думают, что покупают «навсегда». При этом, автомобиль покупают на 3-5 лет. А вот велосипед должен жить вечно! Для большинства, качество — это долговечность при не высокой стоимости. И ,как пример, дедушкин велосипед, который ездит до сих пор! Проснитесь! Современное общество — общество потребителей! И мы сами голосуем своим кошельком за регулярное обновление вещей вокруг нас — мы выбираем смартфон поновее, выбираем ноутбук мощнее, покупаем одежду из свежей коллекции…
Любой товар производится с учетом требований покупателей. Совокупность этих требований к различным параметрам и составляет качество продукции. Велосипед не исключение! Но предпочтения общества с течением времени меняются. Если у наших дедов в приоритете была долговечность и плевать они хотели на модный дизайн, то в современных приоритетах — комфорт и стиль. Поэтому производители лавируют между такими параметрами, как надежность, долговечность, внешний вид, управляемость, применение новых технологий, взаимозаменяемость компонентов и, конечно, стоимость. А так как мы хотим самую низкую стоимость, самые современные технологии, хорошие компоненты и надежность, то соответственно, что долговечность хромает. Это не плохо и не хорошо, это данность нашего времени…
