Велосипед для путешествий. Как выбрать велосипед?

0

Уже давно задумывался над покупкой «железного пони» — велосипеда. Но все как-то не срасталось… И вот таки решился! К выбору вещей всегда подхожу основательно, можно даже сказать, дотошно. В этот раз, изучая велосипедный вопрос, в просторах сети, в разных магазинах и разговорах с велолюбителями я потратил почти месяц!

По-началу меня, как и многих моих знакомых шокировало, но это данность — цена 15000 — 25000 рублей, это даже не средний диапазон, а самый нижний для современного велосипеда с много скоростным переключением передач. Поймите, что профессиональные, будь то шоссейный, кроссовый или горный велосипед, стоят в разы дороже! Поэтому, если вы увидели надпись «профессиональный велосипед» и цену, к примеру, 20000 рублей — не оборачиваясь, проходите мимо.

Турист.

Выбирая себе велосипед, я уже изначально представлял, какой он должен быть: алюминиевая рама, колеса, чуть пошире, удобная посадка… для поездок по городу, по лесным дорожкам, по полям… Но это мои предпочтения. А что нужно вам? В каком стиле и в каких условиях вы будете кататься? Для большей ясности в различиях между типами велосипедов, разложу все по полочкам:

  • Шоссейные велосипеды предназначены для езды по трассам с твердым ровном покрытием. Развивают высокую скорость. Отличающая особенность — гнутый вниз руль. Вилка жесткая, никаких амортизаторов. Колеса с узкими гладкими покрышками.
  • Горные велосипеды предназначены для езды по дорогам с плохим покрытием или вовсе вне дорог. Понятие «горный велосипед» объединяет под собой несколько существенно различающихся подтипов: MTB, crosscountry, freeride, dirt jumping, downhill и другие. Общие черты: прочная и легкая рама, амортизация переднего либо обоих колес.
  • Городские велосипеды предназначены исключительно для поездок по городу. Как правило, велосипеды с большими колесами, с несъемными грязевыми щиткам на колесах и цепи, с багажником и прочими мелочами.
  • Велосипеды для фристайла — BMX. Специальный тип велосипедов для выполнения различных сумасшедших трюков. Колеса обычно 20″, руль многократно вращается, каретка защищена.
  • И в заключении, так называемые гибриды. Все предыдущие типы слишком узко специализированы, поэтому для большинства обывателей был создан тип совмещающий некоторые свойства предыдущих. Чаще всего гибрид — это некая версия горного велосипеда, с одинаковым успехом позволяющий ехать как по шоссе, так и по пересеченной местности.

Только не подумайте, что это все! Видов и подвидов велосипедов огромное количество! Я лишь привел наиболее часто встречающиеся в наших магазинах, так называемый «массовый продукт».

Приятно крутить педали и любоваться заходящим солнцем!
Приятно крутить педали и любоваться заходящим солнцем!

Для наших нужд наиболее подходящий тип — гибриды. Пожалуй, для туристических прогулок это то, что надо!

Производители. Все едино!

С типом велосипеда определится достаточно просто! Но как выбрать конкретную модель? Новичку легко потеряться в этом море, схожих внешне велосипедов различных производителей. В нашем диапазоне цен я насчитал не менее полусотни схожих по начинке, но с разными шильдиками. Например, один имеет 21 скорость, а вот другой 27; вот этот с прямым, как палка рулем, а на том руль с подъемом; а у этих рамы из различных сплавов… И совсем не важно, какой тип велосипеда вы выбрали — проблемы похожи.

Не верите? Тогда попробую вам разъяснить! Возьмем велосипед стоимостью 20 000 рублей (400$). Если разобрать детально путь, который проделывает этот товар от завода до наших рук, мы увидим четкую картину происходящего. В магазине велосипед продают по 20000 рублей (400$), у поставщика (c оптовой скидкой) он выйдет не более 12000 рублей (200$-250$), поставщик-дистрибьютор закупает в Китае по 100$-150$, при отпускной цене с завода 70$-100$, в то время, как себестоимость продукции — 40$-70$! И думаю вам понятно, что в таком узком ценовом коридоре не разгуляешься. И очень сложно реализовать серьезное преимущество над конкурентами. Поэтому, если производитель ставит на модель одну более качественную деталь, то для сохранения баланса в той же ценовой нише, он обязан установить в другом месте менее качественную и более дешевую деталь. И получается, среднее качество, надежность и прочность ОДИНАКОВЫ!

Вот и выходит, что придя в веломагазин и увидев два схожих по цене и сопоставимых по комплектации велосипеда, выбирайте по ощущениям! Без логотипов они похожи, как братья!

Рама — это фундамент!

Рама велосипеда — это все равно, что фундамент дома. И это самый дорогостоящий компонент велосипеда, по крайней мере, нашего ценового диапазона. Порядка 30% от всей стоимости бюджетного велосипеда. Поэтому первый технический критерий выбора — шасси!

Велосипед для путешествия. Как выбрать велосипед?
Мой велосипед — мой друг!

От того какая рама зависит практически все: скорость, маневренность, посадка и комфорт в целом. Но просто посмотрев на велосипед, вы никак не поймете свойства шасси. И даже, если совершите небольшой тест-драйв, вы вероятнее всего останетесь в неведении. Так как для всего нужен опыт! Но есть основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

  1. Для пущей надежности — геометрия шасси в виде двух треугольников. Никаких задних амортизаторов! Прочный, надежный  и на долго, значит не складной! Никаких лишних распорок!
  2. Вас должна интересовать лишь рама из алюминия. Какой использован сплав, без разницы! Если вам за эти деньги предложат раму из углепластика, знайте, над вами нагло смеются!
  3. Важно, как сварена рама велосипеда. Если увидите, что шов прерывист или не однороден, то лучше поищите другой велосипед.
  4. Обратите внимание на качество покраски. не должно быть подтеков, сколов, царапин и вмятин (повреждения при перевозке).
  5. Каждый уважающий себя производитель прячет фирменные наклейки под слой лака.
  6. Обратите внимание на различные крепления для дополнительного оборудования или для апгрейда своего железного коня: крепления для дисковых тормозов, для багажника, крепежи для динамо-машины и т. д .
  7. Не обращайте внимания на такие мелочи, как разводка тросиков, диаметр подседельной трубы и прочие подобные ненужности.

Обвесы или велосипед-конструктор.

Теперь, что касается компонентов или, проще говоря, на счет обвесов. Если раньше мой папа покупая велосипед «Аист» и не задумывался о том какая цепь там стоит, какие тормоза, то сегодня покупка велосипеда, как приготовление сложного блюда.

Трансмиссия.

Трансмиссия — общее название для передних и задних звездочек, манеток (ручек переключения на руле), переключателей и цепи. Главное, чтобы производителем являлся либо Shimano, либо SRAM. Оптимально, если хотя бы три компонента трансмиссии: передний и задний переключатели и манетки будут одной из этих фирм. Далее, чем больше компонентов будут под этими логотипами, тем лучше!

Передний переключатель Shimano Altus.
Передний переключатель Shimano Altus.
Задний переключатель Shimano Alivio.
Задний переключатель Shimano Alivio.
Манетки Shimano Altus. Велосипед GT Avalanche.
Манетки Shimano Altus.

Компоненты бывают различного уровня: от начального до профессионального, конечно же, меняется и цена! Я не буду вдаваться в подробности, так как на велосипедах нашего диапазона цен, как правило, стоят бюджетные линейки компонентов. Но не переживайте, как говорится, нам с вами хватит!

Амортизаторы.

Максимально на велосипед устанавливают 2 амортизатора: передний — амортизационная вилка и задний. Не велосипеде менее 15000 рублей (300$) лучше и вовсе отсутствие амортизаторов. На чуть более дорогих допустима амортизационная вилка. Ну, а если вам попался велосипед с задним амортизатором и стоимостью ниже 50000 рублей (1000$), то на таком кататься просто опасно — рискует рассыпаться по дороге. Яркий представитель дешевого двухподвеса — ашан-байк!

Стоимость хороших воздушных вилок начинается от 15000 рублей. Думаю, понятно сколько будет стоить  весь велосипед?

Тормоза.

Теперь о тормозах: дисковые или V-brake? Конечно, дисковые будут поинтереснее — лучше работают в дождь и грязь, не зависят от «восьмерки» на колесе. Но жирный минус — это их цена. при этом, не всегда они оправдывают свою стоимость. К тому же, самостоятельно обслуживать проблематично, имеют больший вес, чем V-brake.

V-brake привычные нам тормоза, работающие за счет зажима обода колеса. Плохо ведут себя в дождливую погоду и на деформированном колесе, а в остальном простые и надежные, как автомат Калашникова. Да и ценник радует глаз.

Где купить велосипед?

Где покупать? ТОЛЬКО в специализированных магазинах или в интернете. НИКАКИХ крупных торговых центров, где продают все. Исключаем спортивные магазины с сезонными товарами, а также, магазины типа Спортмастера. И уж тем более, не вздумайте приобретать велосипед на рынке. Причин несколько:

  • качественное обслуживание, а в следствии — качественный выбор;
  • добротную предпродажную сборку и настройку;
  • гарантийная мастерская;
  • велосипед нуждается в умелом техническом обслуживании (ТО), это можно сделать в той же мастерской;
  • возможность апгрейда велосипеда в одном месте.

Хочу отдельно отметить покупку велосипеда в интернет-магазине, так как этот способ становится все популярнее. Я и сам искал в сети, но ничего подходящего не присмотрел. Вернее, по цене и комплектации варианты были, но покупку в интернете надо рассматривать в комплексе. Вообще, велосипед от поставщика в любой магазин приходит в коробке в разобранном виде и в заводской смазке. И он требует сборки и проверки в мастерской. Так вот, приобретая велосипед в сети, вы гарантированно получите «полуфабрикат», и даже если внешне он будет собран, скорее всего, его еще требуется настроить. Поэтому смотрите не только на цену аппарата, но так же учитывайте доставку и сборку с настройкой, и уж если покупка в интернете покрывает все эти расходы и неудобства, то смело берите. Ах да, гарантия! Также поинтересуйтесь перед покупкой.

Итог и немного о долговечности.

На самом деле, чтобы выбрать бюджетный велосипед нужно больше интуиции, чем технических знаний. И еще, умение не засорять свою голову мнениями «специалистов» с различных форумов. Просто определитесь с типом велосипеда: где и как вы будете кататься? А также, как я уже писал выше, необходимо выбрать раму правильной геометрии, а наименование бренда для велосипеда стоимостью в 15000 — 25000  рублей не важно.

Хочу еще сказать пару слов о надежности и долговечности. Почему-то многие приобретая велосипед, думают, что покупают «навсегда». При этом, автомобиль покупают на 3-5 лет. А вот велосипед должен жить вечно! Для большинства, качество — это долговечность при не высокой стоимости. И ,как пример, дедушкин велосипед, который ездит до сих пор! Проснитесь! Современное общество — общество потребителей! И мы сами голосуем своим кошельком за регулярное обновление вещей вокруг нас — мы выбираем смартфон поновее, выбираем ноутбук мощнее, покупаем одежду из свежей коллекции…

Любой товар производится с учетом требований покупателей. Совокупность этих требований к различным параметрам и составляет качество продукции. Велосипед не исключение! Но предпочтения общества с течением времени меняются. Если у наших дедов в приоритете была долговечность и плевать они хотели на модный дизайн, то в современных приоритетах — комфорт и стиль. Поэтому производители лавируют между такими параметрами, как надежность, долговечность, внешний вид, управляемость, применение новых технологий, взаимозаменяемость компонентов и, конечно, стоимость. А так как мы хотим самую низкую стоимость, самые современные технологии, хорошие компоненты и надежность, то соответственно, что долговечность хромает. Это не плохо и не хорошо, это данность нашего времени…

Как выбрать велосипед?
Надеюсь, статья хоть немного облегчила выбор?