Содержание:
Немного предыстории, о том, почему в этот раз наши покатушки на авто мимо Европы. Во-первых, всем хотелось новых интересных мест, впечатлений и, конечно же, моря! При этом бюджет требовал экономии. Во-вторых, колорит этого региона, покорил меня в прошлую поездку, когда я прокатился на автобусе до Еревана. В-третьих, близость к Москве (да простят меня те, для кого 100 км уже целое путешествие!).
Путешествовать на автомобиле или авиаперелет? Подобный вопрос нас не мучает: вариант с авиаперелетами и арендованным авто выходит гораздо дороже – это раз, и мы любим путешествовать на авто – это два! А если еще суммировать все плюсы своего транспорта, то подобный вопрос и вовсе не возникнет.
В итоге, запланировали поездку, маршрут которой включил в себя Армению и Грузию. Времени, как всегда, в обрез — по неделе на каждую из стран.
Подготовка к путешествию на авто.
В принципе, подготовка была стандартной: ТО автомобиля, докупка недостающего снаряжения: автобокс, палатку, газовые балончики…, сбор аптечки, подготовка документов.
Информацию по странам искал в интернете, перелопатил сотни страниц, выписал длинный список интересных мест, из которых сложил маршрут поездки. Очень хотелось посетить Нагорный Карабах, но в сети была противоречивая информация – пришлось исключить.
Еще один важный момент – где ночевать? В Армении, основным местом дислокации планировали Ереван, а оттуда выезжать на авто для посещения интересных мест. В Ереване, у себя дома, нас ждал друг – Гарик, который размещал нас и в прошлый визит, когда приезжали на танцевальный фестиваль. В Грузии: на море планировали остановиться в кэмпинге, в Тбилиси – хостел или апартаменты, а для остального приготовлена палатка.
Дорога Москва – Ереван.
Дорогу длиною почти 2500 км решено было поделить на 2 части: Москва-Степанцминда (Казбеги) и вторым днем добраться до Еревана.
Выехали вечером, забрали малышку из лагеря, где она была на тренировочных сборах, и в 22.00 двинули в путь. Ночная дорога по М4 сплошное наслаждение – машин мало, скорость на платных участках приличная, плюс, ночные тарифы почти в 2 раза дешевле. Рано утром пролетели Ростов-на-Дону, и уже затемно, въехали во Владикавказ. Подъезжая к границе, не приятно удивились огромной очереди, но немного постояв, поехали по встречной полосе – оказалось всю очередь создали грузовые. Около часа занял переход границы и в полночь мы уже двигались по военно-грузинской дороге. Когда цель достигнута, усталость накатывает, как цунами. Так и у нас – как только мы въехали в Степанцминду, так остро и всецело ощутили усталость, накопленную за 26 часов пути. Нашли тихое местечко и расположились на ночлег прямо в автомобиле.
— Пааап! Па-па! А почему мы спим в багажнике? – спросила меня Юлька, только проснувшись.?
Открыл глаза – в заднее стекло багажной дверцы виднелись кроны деревьев. Усталость вчерашнего дня сменилась бодростью – путешествие началось! И тут же, как отрезвляющий куш холодной воды – наш железный конь не подает признаков жизни! Посадили аккумулятор, забыв выключить фары. Но мы же в гостях! И не где-нибудь, а в Грузии! Местные таксисты «прикурили» наш авто, а на вопрос: «Сколько с меня?» удивленно сказали: «Добро пожаловать!»
По плану, мы должны были к вечеру прибыть в Ереван. Прикинули расстояние и решили, что в запасе есть немного времени (пару часиков), чтобы отклониться от маршрута и добраться до крепости Закагори (Zakagori). Но вместо 2-х часов провели там все 5, правда, ничуть не пожалели, увидев потрясающую долину Трусо.
Выбившись из графика, решили, что красоты военно-грузинской дороги оставим на обратный путь, но желудок, уже давно требовавший хинкали, вынудил сделать остановку. Кафе Kakhaberi было выбрано не случайно, в прошлый раз его показал водитель автобуса, расхваливая кухню. Там мы познакомились с замечательной парой — Армен и его супруга предложили проводить нас до Еревана, чтобы мы не заблудились. Вот она — простая человеческая доброжелательность! Собственно, дальше уже без особых проблем добрались до границы Грузия-Армения, где Армен с супругой терпеливо ждали около часа, пока я урегулировал вопрос с ввозом авто. А затем еще полчаса потратили на оформление местного ОСАГО и подключения местной SIM-карты. Дорога по территории Армении, идущая от границы, мягко говоря, не ахти – местами скорость движения порядка 20-30 км/ч. От Ванадзора, правда, уже достаточно хорошая.
💡 При въезде на территорию Армении на авто, водитель обязан уплатить, так называемый, сбор за временный ввоз авто в Армению. Пошлина на ввоз автомобиля тарифицируется в зависимости от срока пребывания: 1 -15 дней или 15 – 30 дней. В первом случае стоимость ввоза авто в Армению на 2017 год составляла 14 000 Драм (1750 руб.), во втором – 25 000 Драм. Все делается на месте, расплачиваться также можно в рублях или грузинских лари. Так же при въезде в Армению необходимо оформление местного полиса ОСАГО, иначе рискуете получить серьезный штраф. Полис ОСАГО можно оформить прямо при выезде с КПП.
В итоге, в Ереване мы были уже далеко за полночь: дорога Москва – Ереван на авто заняла у нас чуть более 2-х суток.
Армения: от Еревана до Татева.
Армения для нас началась с вида на г. Арарат из окна спальни и с завтрака за семейным столом, где познакомились с семьей Гарика: с мамой, с братом и, конечно, с отцом. Отец, дядя Мамвель – интереснейший собеседник, проработавший большую часть жизни в кинематографе, много рассказывал о быте и культуре Армении тогда и сейчас.
Вообще, при визите в Армению нас не покидало чувство, будто вернулись в ту самую страну, которую мы потеряли в 91-ом – когда тебя на улице могли угостить конфеткой просто так, когда улыбки встречались чаще серых лиц. Возможно, это детское восприятие, которое все видело в ярких красках, но в Армении ни разу даже не почувствовали негатива. И еще, разница в отношении к России у старшего и молодого поколения – старшие говорят о России с придыханием, как бы скучая по временам союза, молодые отталкиваются от нынешних реалий, но осознают влияние нашей страны и осознают важность добрых отношений. Кстати, уровень жизни в среднем ниже, чем в России.
Первый день мы решили просто посвятить прогулке по Еревану, прогулялись по центру: площадь Республики, площадь Свободы и Лебединое озеро, ул. Абовяна, посетили собор Св. Григория Просветителя,
заглянули на знаменитый Вернисаж, где можно найти интересные вещички,
и, конечно, центральный рынок, где можно до сыта наесться, даже ничего не купив, — каждый продавец норовит угостить. Кстати, на рынке есть закусочная, где готовят потрясающий шашлык! С виду заведение похоже на дешевую забегаловку, но по итогу мы прониклись и вниманием хозяев (они же повара), и изысканным вкусом кухни, абсолютно не подходящим внешней обстановке, и, конечно, ценой.
Вечером попали в зал, где Гарик преподает брейкинг. Было интересно потанцевать с молодыми ребятами, а в конце тренировки Гарик попросил немного рассказать о себе, о брейкинге — поделится опытом с его учениками.
Ну, а после встретились с еще одним старичком хип-хоп культуры Армении — с Сако. Душевно посидели.
На второй день, мама Гарика накормила нас вкусным завтраком, и мы двинулись на авто по нашему маршруту, крайней точкой которого был монастырь Татев. Первая точка на карте — монастырь Хор Вирап, виды которого на фоне горы Арарат стали визитной карточкой Армении. Места действительно, потрясающие! Кстати, в 1921 году территория, на которой находится Арарат, несправедливо, на мой взгляд, была отдана Турции. Это, как вырвать сердце, так как Арарат — символ Армении.
Затем мы заехали в деревушку Арени, знаменитую своей винодельней, посетили фамильный погреб, где в огромных глиняных сосудах, называемых в Армении – «карас» созревает вино. Кстати, экскурсию проводят сами хозяева винодельни, дочь и сын основателя, и абсолютно бесплатно! В этих местах археологи нашли пещеру, в которой готовили вино уже более 6000 лет назад! А это свидетельствует о высоком культурном и технологическом уровне той цивилизации.
После мы вкусно пообедали, надо сказать, что «не вкусно» за эту поездку не было ни разу, и отправились на осмотр монастыря Нораванк. А в завершении дня еще искупались в бассейне. Ценник дороговат, но малышка очень хотела. Местечко называется ArpaParnas Wine & Rest Valley, прямо на выезде на трассу от монастыря Нораванк. Далее двинули к конечной точке маршрута, решив, что место ночлега найдем по пути. В итоге, лагерь разбивали в кромешной тьме, как оказалось, на берегу озера.
Третий день в Армении, начался с кофе! Была опробована новая палатка — мы остались полностью довольны: раскладывается быстро, конденсата минимум, да и места всем хватило.
К полудню прибыли в Татев. Для начала, решили прокатиться на татевской канатной дороге, именуемой «Крылья Татева». Это самая длинная в мире пассажирская канатная дорога маятникового типа.
💡 Небольшой совет: если вы не собираетесь останавливаться в Татеве, а лишь хотите посетить Татевский монастырь, то есть смысл парковать автомобиль на стоянке в с. Алидзор, а к монастырю скататься на канатной дороге. Во-первых, билет на канатку приобретают, как правило, в обе стороны. Во-вторых, часть пути (почти половина), начиная от моста Дьявола, в ужаснейшем состоянии, едешь в пыли и, как на терке, в неимоверной тряске. Скорость 10-15 км/ч.
При посещении этих мест, не упустите возможность покупаться в минеральных источниках, спустившись под природную арку, названную «мост Дьявола». По мне, так это самое интересное место в Армении, где довелось побывать. Под самый вечер еще успели полазить по пещерному городу Старый Хндзореск, где люди жили до 70-х годов прошлого столетия. Побывать стоит, интересно!
Четвертый день, как оказалось, начался с потери — недосчитались штатива: заночевали в машине, а утром, когда укладывали вещи обратно, видимо, отложили штатив в сторону и благополучно забыли о нем. Но все это мы узнали вечером, уже будучи в Ереване. А за день, по пути в Ереван посетили Караундж и Джермук, а также искупались в оз. Севан.
Пятый день стал днем неспешного отдыха в столице Армении и небольшого выезда на авто в Гарни (Языческий храм) и Гегард (монастырь).
Вечером посетили детский парк аттракционов и «Поющие фонтаны» на площади Республики — эмоций и впечатлений набрались вдоволь!
Шестой, заключительный, день пребывания в Армении был не менее насыщенным: утром, как всегда, вкусно позавтракав и поблагодарив за гостеприимство, распрощались с Гариком и выдвинулись в сторону границы. По пути мы успели заехать в крепость Амберд и на гору Арагац
Дорога до границы с Грузией во многих местах плохого качества, надо рассчитывать время с запасом. Кстати, уже на «финишной прямой» нарвались на штраф. За превышение в 20 км/ч штраф составляет 30 000 Драм, мы отдали 10 000 Драм, так сказать «со скидкой». Далее без приключений прошли границу и въехали в Грузию…